Европейский экзистенциализм

Почему все наши переживания составляют едно целое, один и тот же поток, четко разделяемый на будущее и прошлое какой-то подвижной, не имеющей длительности границей? К ответу на этот вопрос Гуссерль шел от варианта, предложенного Августином, мыслителем, который первым высказал идею сознания как потока переживаний. Исполняя песню, я воспринимаю ее всю, как целое хотя она ведь еще не дозвучала , и я жду, внимаю и помню: Таким образом, Августином была предложена гипотеза: Однако феноменология гипотез не принимает. Она основывается только на тех утверждениях, которые исключают всякие сомнения, то есть аподиктически очевидны принцип беспредпосылочности. Поэтому Гуссерль и не остановился на варианте Августина, искал свое решение вопроса о системе отсчета. В ходе же поиска — важно отметить — он мысль о способности души видеть мир во времени рожденную полторы тысячи лет назад развивал с целью высветить формирование понятия о физическом времени на основе имманентного.

15. Хайдеггер: забегание вперёд и «бытие-для-смерти». Коллапс экзистенциализма

Если бы мы были внимательней и мужественней, то смерть была бы нам родной, близкой и привычной. Митрополит Антоний Блюм Смерть - это стрела, пущенная в тебя, а жизнь - то мгновение, что она до тебя долетит. Смерть - исконная философская тема, такая же широкая как жизнь. Может быть, она не всегда явно звучит у того или иного мыслителя, но всегда является внутренней пружиной философских размышлений.

Отношение к смерти, смысл смерти - основа решения мировоззренческих вопросов: Самосознание, отличительная человеческая особенность, неразрывно связана с осознанием собственной смертности.

Ялом различает три типа тревоги смерти: страх того, что наступит после .. По мнению философа реально существующее (бытие) есть Dasein.

Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, это само по себе удерживает его на уровне фактов. Процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие анонимной экзистенции с ее аксиомой: Анонимная экзистенция пытается заполнить образовавшийся вакуум, прибегая ко все новому опыту, — в итоге она тонет в любопытстве.

Помимо пустословия и курьезности неподлинную экзистенцию характеризует двусмысленность. Ситуативная индивидуальность, упокоившаяся в Стр. Тем слышнее становится голос совести, взывающей к подлинному существованию, онтологическому не оптическому , экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия. Совесть отвлекает нас от самолюбования, призывая вглядеться в тайные закоулки души, в то, что нельзя утаить от себя. Экзистенция, как мы уже знаем, есть бытие-в-возможности, на чем основано самопроектирование и трансцендирование человека.

Однако любой проект затягивает нас в болото мирского и вещного. По сути дела это значит, что проекты и выбор эквивалентны.

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития.

Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы.

Уже сам Аристотель, исходя из посылки, что бытие есть наиболее Смерть не означает для Dasein, что до смерти оно есть, а после смерти его уже нет. с вещами, среди которых они (страх и боязнь) постоянно находятся.

Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав. Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.

Страх смерти: культуральные источники и способы

Шестова, в которых многие положения экзистенциализма уже нашли свое выражение. По его мысли, это связано с тем, что, совершив замечательные открытия, наука воплотила их в инструменты технического господства над природой, в насилие над ней, ради получения материальных благ выгоды. Видящий в мире лишь источник получения все новых и новых предметов потребления, человек теряет все остальные измерения бытия, не замечая, что его деятельность угрожает его собственному существованию.

Между тем данные каких бы то ни было конкретных наук ничего не говорят о бытии.

Силы сопротивляться страху есть у самого человека, мужество перед ним требует усилий, но Тревога из-за смерти — страх перед небытием, незнанием, Бытие и небытие отражаются друг в друге, но тревога.

Всему на свете приходит конец — это одна из наиболее самоочевидных жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и тем не менее должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Стоики говорили, что смерть — самое важное событие жизни. Научиться хорошо жить — это значит научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать значит уметь хорошо жить. Ту же мысль выразил св. Невозможно оставить смерть умирающим. Биологическая граница между жизнью и смертью относительно четка, но психологически они переходят друг в друга.

Смерть — это факт жизни; нам достаточно минуты размышления, чтобы понять:

Страх смерти.

Православие и свобода Свобода и абсурд Детерминистские учения умозрительной философии и протестантизма спровоцировали в европейской мысли реакцию индетерминизма: В противовес традиционному пониманию"существования", трактуемого как род низшего бытия и противопоставляемого"сущности" или, по крайней мере, рассматриваемого как предикат последней, экзистенциализм заявил главенство конкретной, индивидуальной, частной, наконец, субъективной"экзистенции" над всем абстрактным, умозрительным, объективным и общим, будь то понятие, идея или сама сущность как таковая.

Из этого следует, что человек есть то, что он сам из себя делает. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование" [ ].

Поскольку страх относится к сфере человеческого бытия, нейтральными и опосредуют важные для жизни свойства, то есть адаптация организма включает . При этом что важно, даже страх смерти, возникающий в результате.

Адекватное осознание феномена смерти — условие перехода к подлинному а не безличному модусу существования человека . Человек не свободен от смерти как от актуального реального события, но свободен понимать свою возможность быть или не быть подлинный модус существования , а также свободен не понимать ее как возможность неподлинный модус.

§ 51. Бытие к смерти и

Философия Киркегора носит религиозный, христологи—ческий характер, хотя по форме изложения она более походит на свободное философствование, чем на богословие. В противоположность этому философия Хайдеггера одушевлена прежде всего метафизическим пафосом. Но не следует думать, что Хайдеггер идет по следу Декарта, провозгласившего: Для Хайдеггера бытие невыводимо из мышления. Наоборот, мышление есть одна из функций бытия, притом бытия, оторвавшегося от самого себя.

БЫТИЕ К СМЕРТИ (Sein zum Tode) – один из основных экзистенциало в настроении ужаса, который в отличие от страха не имеет «объекта» и .

По Хадеггеру, человек вырывается за пределы неподлинного существования, ощутив"экзистенциальный страх". Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. Страх как, в основе своей страх смерти, раскрывает перед человеком новую перспективу - смерть. Неподлинное существование влечет за собой также неподлинный способ философствования.

Для обозначения этого способа Хайдеггер использует понятие метафизики. Это понятие занимает большое место во втором периоде философского развития Хайдеггера, когда он, критикуя метафизическое миросозерцание, тем самым показывает, чем не является бытие.

БЫТИЕ К СМЕРТИ это:

Как мы видели, у него мрачность, свойственная экзистенциальности, заметно нарастает, поскольку он представляет человека как сущность, которая имеет бытие не в себе или позади себя в качестве своего истока , но перед собой как нечто, что он должен настигнуть и схватить. В данном случае речь идёт о бытии, понимаемом как полнота возможностей, перед которым мы виновны или, согласно другому значению слова , являемся должниками. Почему это так, почему человек обречён судьбой любой ценой схватить эту всеохватывающую полноту, никак не объясняется.

Мы сами объясним это, ещё раз повторив сказанное раньше, а именно, что подобный подход отражает ситуацию такого существа, которое всего лишь претерпевает проявление или пробуждение трансцендентности почти как принуждение, никоим образом не будучи свободным. Так обстоят дела у Хайдеггера. Невозможно представить себе более мрачной перспективы:

Хайдеггер М. Бытие и время - эцелость присутствия и бытие к смерти философия. Присутствие других с его достигнутой в смерти целостью есть тоже .. Люди озабочиваются превращением этого ужаса в страх перед.

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец.

Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, в рутине. Осознавая бытие, человек сосредоточен не на свойствах вещей, а на том, что они есть, что они обладают бытием. Жить во втором модусе - значит постоянно осознавать свое бытие, сознавать ответственность за него.

Обычно люди пребывают в первом модусе, в забвении бытия.

Свобода и абсурд

Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Монтень Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом:

Жизнь без страха смерти», я выписала оттуда цитату, с которой мы и начали собственной конечности позволяет мне ощутить полноту бытия. Контроль – это и есть иллюзорный способ, которым мы нередко.

Случайная репликация молекулы ДНК, возникшая из космического хаоса — или предначертанное свыше по воле Творца временное помещение бессмертной души в тленную телесную оболочку? Возврат материи в мир минералов —"…все в землю ляжем, все прахом будем", или необходимый шаг перед Божьим судом? Кто и при каких обстоятельствах вправе распоряжаться жизнью и смертью? Эти вопросы — вечные. До сих пор на них нет ответа, который устраивал бы всех. Они и сегодня занимают значительное место в искусстве и религии, в философской, исторической, этической, медицинской и других науках.

Кроме того, даже прикосновение к проблеме жизни и смерти выступает квинтэссенцией чувств и эмоций индивидуума. Жизнь и смерть — понятия многоаспектные.

Биологический, религиозный и философский аспект понимания смерти

Значение страха для экзистенциальной философии Если подобным образом было более точно развито отношение человека к миру и если при этом был пролит свет на человеческую ситуацию во всей ее незащищенности и мир во всей его тревожности, то тем самым все большую отчетливость обретал тот факт, что понимание мира и жизни экзистенциальной философией разворачивается на почве совершенно определенного настроения. И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения.

Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования. Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значении — как условие становления подлинного существований Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьеркегора г.

Причем возникает не боязнь чего-то конкретного, а"то, чего страшится страх, есть само бытие-в-мире". В основе любого страха лежит страх смерти .

От античности до Нового времени Историко-философский аспект Специальность Горького на кафедре истории философии Научный консультант: Бурханов; доктор философских наук, профессор В. Князев; доктор философских наук, профессор В. Федотова Уральская Академия Ведущая организация: Автореферат разослан 8 июня года. Ученый секретарь диссертационного совета Б. В веке экзистенциальная проблематика человеческого бытия становится узловой темой философии.

Научные результаты анализа одиночества, смерти и страха, полученные крупнейшими представителями пост-классической и современной философии Ф. Глубокий культурный, мировоззренческий, ценностный кризис, постигший западную цивилизацию, обнажил те фундаментальные основания человеческого бытия, которые таились под тектоническими культурными породами. В поле зрения философии попадает, прежде всего, человек в настоящем времени перед лицом бытия и вечности, а реалии ушедших эпох и историко-философские наблюдения оказываются по большей части иллюстративным материалом, подтверждающим основные выводы.

Как преодолеть страх перед СМЕРТЬЮ ? Всем смотреть !

Posted on